Рузский Дмитрий Павлович
(6 января 1869 г., г. Ветлуга - 1937 г., г. Загреб).

Окончил Нижегородскую гимназию в 1887 г., после чего продолжил обучение на физико-математическом факультете Университета св. Владимира в Киеве. Через год перевелся на тот же факультет Московского университета, который окончил в 1891 г. В 1895 г. окончил Московское техническое училище, инженерно-механическое отделение. Работал в Обществе Северной железной дороги, а затем на Невском заводе конструктором. С 1897 г. входил в правление Общества Китайско-Восточной железной дороги. В 1898 г. был приглашен В.Л. Кирпичевым работать в Киевский Политехнический институт. Был отправлен в научную командировку в Европу, изучал гидравлику и прикладную кинематику. С 1899 г. начал преподавание в должности экстраординарного профессора. С 1903 г. - ординарный профессор. С 1904 по 1906 г. - декан инженерного отделения. В 1907 и 1909 г. избирался советом на должность ректора, но не был утвержден министерством. Оставил институт по политическим мотивам в 1911 г. После отставки занимал должность главного инженера по постройке канализации в Киевской Городской думе. В 1913 г., также для работ по устройству канализации, был приглашен в Петербург. В 1916 г. был избран товарищем председателя Русского технического общества.

С 1914 г. преподавал в Петербургском политехническом институте. В дальнейшем преподавал по найму. Похожая ситуация сложилась и в Институте путей сообщения - кандидатура Рузского не утверждалась властями из-за его политических взглядов. В обоих институтах был утвержден профессором только после Февральской революции. В апреле Рузский избран профессором по кафедре строительного искусства по отделу водоснабжения и канализации. Утвержден в этой должности в мае следующего года. В декабре избран деканом инженерно-строительного факультета. С осени 1919 г. заведовал гидравлической лабораторией. 5 ноября того же года был избран на должность ректора. Период руководства институтом пришелся на время тотального пересмотра политики власти в отношении высшего образования. Одновременно необходимо было решать тяжелую экономическую ситуацию, проблемы с продовольствием и отоплением. В период руководства Рузским Институтом было создано более 20 новых кафедр, приглашен ряд выдающихся ученых. Несмотря на все сложности, Институту удалось продолжать готовить специалистов. В 1921 г. Рузский оставил должность декана инженерно-строительного факультета.

В июле 1921 г. решением Петропрофобра Рузский был снят с должности. Вероятнее всего это было связано с его несогласием с проводимой новой властью политикой. Свою роль могло сыграть и родство с расстрелянным генералом Н.В. Рузским. После отставки летом 1921 г. с семьей уехал за границу в отпуск, из которого обратно в страну не вернулся. Был уволен из Института в 1925 г. С этого же года до конца своей жизни занимал должность профессора в Загребском университете. Скончался в 1938 г.

Основные труды: Водомеры с возрастающими сопротивлениями. Модуль Джибба. Пг., 1923; Кинематика машин. Л., 1924; Теория гребных винтов. Киев, 1900; Теория струйных аппаратов. Киев, 1903.

Основная литература: Михайлов Г.К. Профессор Дмитрий Павлович Рузский // Научно-технические ведомости СПбГТУ. 1997. №3. С.100-106; Моторина Л.А. Рузский Дмитрий Павлович, ректор Политехнического института (6.11.1919 - 11.07.1921) // Научно-технические ведомости СПбГТУ. 1999. № 2 (16). С.146-151.

Архив: ЦГА СПб. Ф. Р-3121. Оп. 12. Д. 587 Рузский Дмитрий Павлович - профессор, 1914-1925; ЦГА СПб. Ф. Р-2881. Оп. 28. Д. 1353 Рузский Дмитрий Павлович, 1917-1918; ЦГИА СПб. Ф. 464. Оп. 3. Д. 1132 Рузский Дмитрий Павлович, 1913.